История храма. Часть 1

Предыстория. Деревянная Димитровская церковь

Свою почти трехсотлетнюю историю Свято-Никольского храм ведет с начала XVII века, когда на берегу реки Воронеж, в Напрасной слободе, был построен деревянный храм, освященный в честь святого Димитрия Углицкого.

Фрагмент плана Воронежа, составленного в 1690 году
Фрагмент плана Воронежа, составленного в 1690 году

Упоминание об этом храме встречается в Писцовой книге 1615 года:

«Да за острогом же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, а другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государевой грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень; а на той земле во дворе поп Матвей Афанасьев, дьячок Савка Филипов, пономарь Петрушка Кондратьев; да на той же земле дворишки бобыльские».

Историк Русской Православной церкви, уроженец Воронежского края, архиепископ Димитрий (Самбикин) отмечал:

«Дмитриевская церковь имела весьма важное значение не только для Воронежа, но и для всего Воронежского края. Известно, что в смутные времена междуцарствия (1609-1613) на Дону и его притоках не раз объявлялись самозванцы, претендовавшие через имя царевича Димитрия взойти на русский престол, вследствие чего правительство московское из чисто политических видов старалось провести в народе, особенно на окраинах русского царства, мысль о смерти царевича Димитрия, чтобы укрепить волновавшийся край в убеждении, что царевич не только умер, но что и мощи его обретаются в Москве. Лучшим к этому средством считали посылать иконы св. царевича Димитрия в украинские города, строить там церкви в его имя, устанавливать особые в честь его празднества (15 мая, 3 июня, 19 октября и др.)…

Постройка храма в Воронеже в честь царевича Димитрия была вызвана именно самозванническим волнением в этом крае, он был построен по повелению Михаила Феодоровича и на казенный счет, с приделом преподобного Михаила Малеина, который был ангелом его».

Архиепископ Димитрий (Самбикин)
Архиепископ Димитрий (Самбикин)

Главной святыней храма был древний чудотворный образ святителя Николая — как сообщают источники, «мерою 5х4 вершка, в серебряной ризе с драгоценными камнями». Икона датировалась периодом не позднее середины XVII века, о чем сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте:

«Лета 7160 (1652) построен сей крест в Воронеже городе к церкви благоверного царевича Димитрия, где стоит образ чудотворца Николы».

Второй чтимой иконой был образ святого благоверного князя Димитрия, князя Угличского, изображенного вместе с преподобным Михаилом Малеином. Обе святыни выжили в многочисленных потрясениях и бедствиях, уцелели в пожарах, и лишь в XX веке, во времена гонений на церковь, их следы теряются.

А. Правдин в очерке «Николаевская церковь» упоминает документы, относящиеся ко времени существования Димитриевской церкви. В их числе — письма и меры Романа Киреевского и подьячего Леонтия Недовескова:

«Да к тои церкви государева царева и Великого князя Михаила Феодоровича всея России жалования — церковной земли в пушкарских городских землях… да попу Якову той же церкви рыбные ловли на церковное строение, на свечи и на ладан затон Малышевский с протоки».

Второй документ — грамота царя Михаила Феодоровича, посланная в Воронеж воеводе Максиму Семеновичу Языкову в 1635 году об отмежевании «особо из общего владения промеж пушкарских городских земель к церкви царевича Димитрия, да к нашему ангелу Михаилу Малеину пашни на 50 четвертей, да сенные покосы и рыбные ловли».

Царь Михаил Феодорович
Царь Михаил Феодорович

Еще документ — грамота царя Алексея Михайловича 1652 года в Воронеж воеводе князю Василию Петровичу Крапоткину по челобитной «Дмитровского попа Якова об изъятии из владения воронежца Василия Струкова Малышевского затона с протоками и об отдаче его по-прежнему к церкви Димитрия царевича».

Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович

Деревянная Димитриевская церковь сгорела при пожаре 1703 года, каменный храм на ее месте был возведен лишь годы спустя — в период активного храмостроительства, которому предшествовали события рубежа XVII — XVIII веков, повлиявшие на жизнь всего Воронежского края.

(Текст — из книги «Твердыня веры. Никольский храм города Воронежа» / автор-составитель А. Коробанов; под общей редакцией протоиерея Андрея Изакара. — Воронеж: Издательский отдел Воронежской митрополии, 2015.)