История храма. Часть 2

Каменная церковь во имя святителя Николая

К концу XVII столетия Воронежская епархия существовала уже второй десяток лет, ее границы постепенно расширялись.
Помимо первоначально включенных в ее состав городов: Воронежа, Ельца, Костенска, Орлова, Урыва, Землянска и Коротояка — после завоевания Азова и южных земель к ней добавились Таганрог и Павловская крепость (ныне город Павловск Воронежской области).

Приходская жизнь понемногу оживлялась, чему во многом способствовала энергичная деятельность первого Воронежского епископа Митрофана, которого Петр I особо уважал и за личную святость, и за содействие в строительстве флота для войны с турками.

Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан Воронежский

Военные деяния Петра, поначалу победоносные, не всегда приносили устойчивый успех. В 1711 году, после неудачного похода на турок, Азов был потерян для России и перешел под турецкое владычество. В результате на реке Воронеж и на Дону прекратилось сооружение кораблей, и из Воронежа стали уезжать русские и иностранные кораблестроители.

С потерей южных земель губернские учреждения Азова были переведены в Воронеж, где наряду с местной губернской властью теперь появились и органы управления пятью провинциями, созданными на Азовских землях. Стала понемногу оживать гражданская жизнь; средства, которые раньше шли на военные нужды, теперь использовались для развития Воронежского края.

Одним из свидетельств таких перемен стала постройка храма во имя святителя Николая. Новый каменный храм был заложен в 1712 году в 40 саженях (примерно 85 метров) от того места, где некогда стояла Димитриевская церковь. С 1717 года его строили на пожертвования горожан крестьяне Ярославского уезда Ф. Гладец и А. Шлухохлыстов, а с 1718 года — крестьянин того же уезда К. Остафьев с сыном.

В 1720 году строительство было завершено и храм был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; придел освятили в честь Димитрия, но уже не царевича из династии Рюриковичей, а великомученика Солунского.
Никольский храм (каменный, как уже существовавшие к тому времени Алексиевско-Владимирский и Успенский) был в Воронеже третьим, освященным во имя святителя Николая. Первый построили на средства старшины Никиты в Стрелецкой слободе, выросшей возле городской крепости: в окладных книгах Рязанской митрополии за 1676 год в Воронеже упоминалась «святого Николая Чудотворца церковь на посаде в Стрелецкой слободке, близ западной стены острога». Еще одна Никольская церковь в черте современного Воронежа, по данным архиепископа Димитрия, до начала XVIII века действовала в Казачьей слободе, что на Чижовке, к югу от храма Иоанна Предтечи.

Ко времени сооружения в Напрасной слободе Никольского храма Воронеж уже разрастался территориально и численно. По общероссийской ревизии (переписи) 1724 года, в городе насчитывалось 1532 двора постоянных жителей — ремесленников, купцов, однодворцев; помимо них упоминаются и «люди, работавшие по найму».

Корнелий де Бруин. Вид на Воронеж с реки (1703 г.)
Корнелий де Бруин. Вид на Воронеж с реки (1703 г.)

По численности населения Воронеж занимал 39-е место в России. Территориально город разделялся на три части: верхнюю, нижнюю и предместье. Первый историк Воронежского края митрополит Евгений (Болховитинов) в своем труде «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» отмечал:

«По описанию состояния города Воронежа в 1725 году явствует, что тогда город разделялся на три части: на верхнюю, нижнюю и на предместие. В первой на горе пребывание имел епископ Воронежский и Елецкий при соборе и нескольких церквах приходских. Во второй части, то есть по-над рекою, внизу на набережной близ нынешней Успенской церкви находился построенный его величеством дворец, верфь корабельная, цейхгауз каменный о трех этажах, судебные места и дома начальников, служителей адмиралтейских и разных художников. В третьей части города, называвшейся и тогда Акатовой, жили наипаче купцы…».

Митрополит Евгений (Болховитинов)
Митрополит Евгений (Болховитинов)

Свидетельств о приходской жизни первой половины XVIII в. до нас не дошло, но закономерно будет предположить, что если для обитателей Акатово центром религиозной жизни служил Алексиево-Акатов монастырь, то жители приречной части, видимо, по большей части были прихожанами Никольской церкви.

(Текст — из книги «Твердыня веры. Никольский храм города Воронежа» / автор-составитель А. Коробанов; под общей редакцией протоиерея Андрея Изакара. — Воронеж: Издательский отдел Воронежской митрополии, 2015.)